Пояснительная записка
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С
помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях,
создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.
Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных
компетентностей, формирование таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость,
аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических
чувств, формирование творческих компетентностей.
Основной задачей
курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к
физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и
решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического
образования является формирование умений работать со школьной учебной
физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой
программы. Основными
целями предлагаемой программы
являются:
– развитие
интереса учащихся к физике на основе
решения физических задач;
– формирование у школьников учебных компетенций;
–
совершенствование полученных учащимися в
основном курсе физики знаний и умений.
Задачи
элективного
курса:
– продолжение
углубления и развития познавательного интереса учеников к физике;
– развитие
аналитико-синтетических умений учащихся посредством постановки, классификации,
использования приёмов и методов решения школьных физических задач.
Итогом работы по данной
программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся
совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по
классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их
решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить
соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по
итогам года, а также провести зачёт по
умению решать задачи или олимпиаду.
Программа
соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного
общего образования по физике и согласована с содержанием основного курса физики
для 8 класса. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование
уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений.
Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в
значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с
минимальными сведениями о понятии "задача", осознают значение задач в
жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.
Несмотря на то,
что программа рассчитана на учащихся 8-го класса, в начале рассматриваются
задачи из разделов курса физики 7-го класса по теме "Взаимодействие тел”, так
как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики.
Затем повторяется тема "Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела,
так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема
не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных
задач по теме "Тепловые явления” в 8 классе и "Термодинамика” в 10 классе.
Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е.
тепловым, электрическим и световым явлениям.
Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год
обучения: 35часов.
|